Маневры по наземным ориентирам
Теперь поговорим ещё об одном элементе обязательной
программы. Это, так называемые, ground reference maneuvers –
маневры по наземным ориентирам. Звучит грозно, примерно как
«атака по наземным целям». :-) На самом
деле, за этими словами кроется «всего лишь» отработка навыка точного
самолётовождения. Ключевое
отличие ориентирного маневрирования от маневрирования с использованием приборов
состоит в направлении взгляда пилота. Сейчас мы будем смотреть почти
исключительно вовне кабины.
Необходимые условия для таких учебных полётов следующие:
низкая высота, прекрасная видимость и обилие объектов на земле, которые можно
избрать за ориентиры. «низкая
высота» - это 800-1000 футов над уровнем земли – типичное значение Traffic Pattern Altitude (TPA), то есть высоты круга, для
большинства аэродромов. И это не случайно. Почему? Поймёте чуть позже. Малая
высота до земли и наличие ориентиров играет важнейшее
значение. Это позволяет без приборов, «на глазок», оценивать скорость,
направление и высоту по относительному движению «картинки» в «кадре» взгляда.
Цель в том, чтобы студент прочувствовал параметры полёта, соотносил их с
номинальными значениями и делал интуитивные выводы на уровне «быстрее-медленнее», «выше-ниже»,
«правее-левее». Чтобы отбить у студента привычку пялиться
на приборы, часто формирующуюся в полётах кросс-кантри, на безопасной высоте. Заставить
его сейчас, на низкой высоте, доверять своим глазам больше, нежели приборам.
Комплекс состоит из трех упражнений:
Полет по прямоугольнику есть фактическая имитация полёта по
аэродромному кругу. Сначала, с высоты, в тренировочной зоне, выбирается подходящий
полигон. Хорошим полигоном для отработки данного маневра является посевное поле
чёткой прямоугольной или квадратной формы. Размером где-то 500м на 1 км, или
500x500м соответственно.
Пока снижаемся, оцениваем направление ветра у земли. Снизившись
до 800 футов стабилизируем полет, выравниваемся по границе поля и
приступаем к облёту. Задача в том, чтобы:
Рисунок 1 – Полёт по
прямоугольнику
Вообще, исполнение маневра здорово напоминает парковку автомобиля – точно так же приходится вертеть головой, прогнозировать траекторию, манипулировать штурвалом, даже не глядя на него.
Кольцо вокруг точки. Имитация ожидания на подходе к аэродрому. Ожидание случается, если на кругу слишком много воздушных судов или есть аварийный борт который надо пропустить вне очереди. В таких случаях диспетчер может приказать наворачивать круги вокруг указанной им точки на местности.
Рисунок 2 – Кольцо вокруг
точки
Выбирается ориентир на земле, например, отдельно стоящее дерево. Затем нужно прикинуть точку входа в маневр, где-нибудь на удалении 400-500 метров от ориентира. Выйти в точку входа, и заложить вираж. Визировать ориентир придется через окно левой (правой) двери, поэтому крен нужно выбрать такой, чтобы отвес крыла не заслонял обзор на объект. С другой стороны, крен должен быть значительным, в районе 30-45 градусов, иначе это не есть полноценный маневр. Скоростной режим для всех упражнений из этой главы фактически один и тот же – в районе 90 mph для Cessna-150.
Удерживая постоянный, по глазомеру на ориентир, радиус разворота, студенту имеет смысл одновременно проверять себя ещё и оценкой проекции траектории своего полёта на плоскость земли (ground track). Траекторию полёта можно считать окружностью, если её проекция на землю тоже окружность. Прикинуть четыре точки крест-накрест на земле, образующие окружность около ориентира, и действовать штурвалом так, чтобы по плавной дуге пролетать над каждой следующей точкой – вот всё что нужно.
Разделяя внимание между ориентиром и контрольными точками,
время от времени нужно смотреть и на приборы. Крен не должен быть слишком
велик, колебания высоты не должны превышать плюс-минус 100 футов, вариация
скорости – плюс-минус 10 mph.
Температура мотора и давление масла должны оставаться в норме. Не следует
забывать и о трафике: нет ли в воздухе того, кто опасно приближается к зоне вашего маневра?
Полу-восьмерку удобно выполнять над автотрассой. Нужно лишь
подобрать такую автодорогу, которую ветер обдувал бы сбоку. Заходим
перпендикулярно дороге, и начинаем попеременно выполнять правые и левые развороты
(«змейку») на 180 градусов. Критерии чистоты маневра:
Рисунок 3 – Разворот полу-восьмёркой
Как ни покажутся сложными описанные маневры, на деле, навык
их более-менее приличного исполнения приходит довольно быстро. По совокупности
на них уходит не более часа-полутора из всего учебного налёта до экзамена (>
40 часов).