Надеюсь, читатель имеет представление о том, что такое полетный план. Если всё же нет, сделаю короткое пояснение. Полетный план – это формуляр, заполняемый пилотом при подготовке к вылету по маршруту. В нем указываются общие сведения о предстоящем полете. Документ этот предназначен для официальных авиационных властей. Власти хотят знать о совершаемых в воздушном пространстве полетах ради обеспечения безопасности этих самых полетов. На случай происшествия, у властей будет базовая информация о вашем полете, а значит, они будут хоть примерно знать, где вас искать. Это в общем случае! А в частности, каждая страна регламентирует свои правила заполнения плана, его подачи в органы управления воздушным движением, и условия выдачи разрешения пилоту на полет в соответствии с заявленным планом.

Применительно к США правила такие – для полетов над сухопутной территорией, за исключением воспрещенных и запрещенных зон, по правилам визуальных полетов подавать в органы УВД полётный план НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Этим подчеркивается факт гарантированной свободы передвижения – частный пилот, как гражданин, не обязан извещать государство о том, куда и как он собирается переместиться по воздуху. Это его личное право!  Заметьте, что это право распространяется не только на своих граждан, но и на пилотов, граждан иностранных государств. До настоящего времени это так обстояло, по крайней мере.

Так вот, по жизни, летающий американский народ делится на тех, кто подает полетный план на кросс-кантри по VFR всегда,  и на тех, кто иногда. Что касается учебного процесса, то в нём студенту-пилоту подавать полетный план в FAA надлежит в обязательном порядке. Так велит инструктор.

Следующий примечательный факт – полетный план носит лишь уведомительный характер. То есть, фактически, мы просто информируем власти о наших возможных планах. Власти не в праве отказать нам ни в приеме заявки, ни в выполнении самого полета. Причем, после подачи плана мы не обязаны в точности следовать заявленному маршруту - полная свобода решений и маневра по-прежнему остается за пилотом. Без обязательного повторного согласования с УВД. Подобная правовая свобода делает самих людей более рассудительными по части безопасности, и, на практике, в случае существенных изменений маршрута в воздухе пилоты просто связываются по радио со службой обеспечения полетов и сообщают о поправках к плану полета.

 

Пример заполненного полетного плана для учебного маршрутного полета Райан – Кэса Гранд – Райан:

 


Картинка не требует дополнительных разъяснений, за исключением может нескольких комментариев:

·       в пункте 3, кроме модели самолета, указывается код его дополнительного оборудования. В нашем случае «U» - транспондер (ответчик) с выдачей высоты полета.

·       пункт 4. Скорость считается по таблице летно-технических характеристик.

·       пункт 6. Заполняется в универсальном времени (UTC)

·       пункт 7. Высота ориентировочная. Естественно, что обратно пойдем или на 5500, или на 7500 футов, в соответствии с правилами VFR эшелонирования.

·       пункт 10. Время на «туда и обратно» плюс минут пятнадцать «про запас».

 

Заполненный план студент-пилот доводит до FAA звонком в ближайшую Flight Service Station (FSS), в данном примере в Прескотт FSS. Телефон всё тот же 1-800-WX-BRIEF. Бриферу говорим, что хотим заполнить полетный план (file the flightplan) и диктуем ему данные формы. Подряд, минуя заголовки: «VFR, November 12345, Cessna 150 Uniform, 80 knots, Ryan, 0230 Zulu, six thousand five hundred feet, …». За сколько времени до вылета звонить? – не важно, хоть прямо перед вылетом.

 

Заявленный полетный план «лежит» в FAA неактивным до истечения суток, а потом сбрасывается. Чтобы его активизировать, нужно ещё раз связаться с FSS. Обычно это делается уже в полете. Вскоре после взлета просим у «башни» разрешение на досрочную смену частоты радиосвязи: «345 is requesting for frequency change». Если воздушная обстановка позволяет, «башня» отпускает нас, давая добро на переключение рации: «345, frequency change approved. Have a good flight!». Прощаемся, переключаемся на FSS и инициируем радиообмен: «Prescott Radio, this is Cessna 12345 on 122.2». Через некоторое время FSS просыпается и отвечает: «Cessna 12345, go on!».

-        Presscot radio, please, open my flight plan from Ryan to Casa Grande, then back to Ryan, 12345.

-        Cessna 12345, your flight plan to Casa Grand and back is now activated.

-        Thank you, have a good day! 12345.

 

С этого момента план полета считается активным, и, если по истечении заявленных в плане 1 часа 30 минут, плюс 30 минут на ожидание - итого 2 часа, план не будет закрыт или изменен в длительности полета самим пилотом, FSS инициирует начало поисково-спасательных операций по розыску и спасению вас и вашего самолета.

Поэтому, чтобы не дергать спасателей вхолостую, до истечения этих двух часов надо связаться с FSS ещё раз и закрыть полетный план. «Юридически чисто» закрывать план на подлете к аэродрому конечной точки маршрута. В нашем случае, по возвращению на Райан, непосредственно перед связью с его «башней» для входа в зону и посадки, нужно установить радиосвязь с ФСС в Прескотте на частоте 122.2 и запросить закрытие плана для «November 12345». Но в реалии, студенту-пилоту сейчас не до этого. Поэтому, как правило, сначала спокойно приземляемся, рулим, паркуемся, чехлим самолет, сдаем его следующему пилоту, и только потом идем звонить в FSS по обычному телефону, чтобы закрыть полетный план. Это нормально. Главное, уложиться в отведенные нам службой полетов 2 часа.

Приведенный сценарий общения с FSS – это минимальный учебный. На деле этой службой в процессе выполнения полета можно пользоваться более широко. В первую очередь она источник свежей информации о погоде. К примеру, возникли сомнения насчет возможности пролета через  угрожающе тучную погоду впереди – можно связаться с оператором службы и спросить про текущую погоду, прогноз, и вообще, чего он сейчас видит на своем радаре такого, чего мне стоит опасаться. С операторами можно проконсультироваться on-line по вопросам безопасности, если вынужден изменить маршрут от намеченного – активна ли военная зона, через которую придется лететь, нет ли неисправных навигационных маяков, или сразу запросить все NOTAM-ы для данной области. В случае потери ориентировки, FSS может залоцировать вас радаром, дать вам направление выхода или даже сопроводить слежением непосредственно до аэродрома вынужденной посадки. FSS в полной мере является службой поддержки для пилотов, ищущих в полете необходимую информацию для принятия решения. Это ребята, существованием которых стоит активно пользоваться, не стесняясь – это их работа.

 

Hosted by uCoz